1. Актуализация знаний А) отгадывание первого ключевого слова. Слайд № 1. Б) тест - разминка Слайд № 2. Приложение № 1. |
1. Я предлагаю вам отгадать задуманное слово, которое будет первым ключевым словом нашего урока. - это слово латинское, означает «соразмерность», «определенное соотношение частей между собой». 2. Для успешной работы на уроке я предлагаю вам разминку. Отгадайте еще одно ключевое слово. Оно нам потребуется для того, чтобы сформулировать тему и цель нашего урока. Выполним тест. Выбирая правильные ответы, вы выбираете буквы. А из выбранных букв вы и составите второе ключевое слово. (Один ученик выполняет тест на интерактивной доске). - Мы получили второе ключевое слово, и это слово – красота. |
Отгадывают первое ключевое слово: «пропорция». Выполняют тест и отгадывают второе ключевое слово: «красота» |
1. Решение задач: Слайд № 6. Слайд № 7. Слайд № 8. Слайд № 9, 10. Приложение №3. Слайд № 11. Слайд № 12. Приложение №4. Слайд №13, 14. |
- Применяя полученные знания на предыдущих уроках, решим с вами несколько задач. Решая их, мы узнаем, как математика помогает познать красоту. Задача № 1. А С В Отрезок АВ разделен точкой С на два отрезка: АС = 3 см и ВС = 5 см. Найдите : а) отношение длины большей части отрезка АВ к длине всего отрезка; б) отношение длины меньшей части отрезка АВ к длине его большей части. Ответы округлите до десятых долей и сравните их. На основе полученных данных сделайте вывод.
- Отрезок АВ разделен точкой С так, что длина его большей части так относится к длине всего отрезка, как длина меньшей части к длине большей. Математики древности и средневековья такое деление отрезка называли золотым сечением или «божественной пропорцией». Отношения золотого сечения приблизительно равны 0,618.
- Золотое сечение заложено в пропорциях человеческого тела. В древности человеческое тело признавали идеальным только тогда, когда соотношения отдельных его частей подчинялись закону золотого сечения. Примером является статуя Аполлона Бельведерского – одно из семи чудес света, разделенная в таком отношении (точка В делит отрезок АС, точка Д делит отрезок СЕ).
Задача № 2 (у каждого на парте лежит рисунок с изображением Парфенона). Посмотрите на картину. Даже сейчас развалины Парфенона в Афинах – одно из самых знаменитых сооружений в мире, радует глаз своей красотой. Он был построен в эпоху расцвета древнегреческой культуры. На рисунке видно, каким образом фасад Парфенона вписывается в прямоугольник. Измерьте длину и ширину этого прямоугольника и найдите отношение длины этого прямоугольника к его ширине, округляя ответ до десятых долей?
- Древние греки называли любой прямоугольник, у которого длина больше ширины в 1,618 раз, золотым прямоугольником, потому что его стороны образуют золотое сечение. Они считали, что эти прямоугольники имеют наиболее приятную для глаз форму.
-Является ли прямоугольник «Парфенона» золотым прямоугольником?
Задача № 3 (на каждой парте лежат 2 рисунка с изображением равнобедренного треугольника, задача решается по вариантам с последующей проверкой). - Треугольник, у которого две стороны равны, называют равнобедренным. Две равные стороны называют боковыми, а третью, неравную им сторону – основанием. Посмотрите на рисунок, на нем изображен равнобедренный треугольник. Найдите длины боковой стороны и основания, подставьте полученные значения в божественную пропорцию и проверьте, образуют ли данные стороны золотое сечение, округляя ответы до десятых долей.
-Равнобедренные треугольники, у которых основание и боковая сторона образуют золотое сечение, называют золотыми треугольниками.
- Портрет Монны Лизы (Джоконды) художника Леонардо да Винчи демонстрирует все прелести красавицы эпохи Возрождения – высокий лоб, выщипанные брови, телесную статность. Долгие годы привлекает он внимание исследователей, которые обнаружили, что композиция рисунка основана на золотых треугольниках.
|
Решают задачи и делают выводы |
1. Практическая работа (работа выполняется в парах). Слайд № 15. |
- Проверьте, насколько соответствует ваше лицо древним идеалам красоты. Измерьте друг у друга длины отрезков Χ и Y, как показано на рисунке, и подставьте в божественную пропорцию полученные значения.
- Все вы соответствуете идеалу красоты, а если и есть некоторые расхождения, то связаны они с неточностью измерений. |
Выполняют практическую работу в парах. |
1. Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Слайд №16. Оценивание |
- Как вы считаете, связаны ли два слова – пропорция и красота – между собой?
- Помогли ли вам математические знания сделать такой вывод?
- Я надеюсь, что на этом уроке вы для себя сделали еще один вывод, что математика – это не только стройная система законов и задач, но и уникальное средство познания красоты.
- проверьте, соответствуют ли лица ваших родителей древним идеалам красоты.
- Молодцы! Все сегодня хорошо работали на уроке, но все-таки некоторые были более активными. (Выставить ученикам отметки). |
|